Датчик расхода топлива

         

Датчик расхода топлива


Датчик расхода топлива.

           

Охарактеризовать датчик расхода топлива предложенный для изготовления, можно как "центробежный насос" работающий на оборот, т.е. не насос толкает жидкость, а жидкость крутит крыльчатку "насоса". А обороты крыльчатки, снимаются с помощью оптопары и передаются на устройство счета. Таким образом, если контролировать число импульсов от крыльчатки, можно подсчитать количество жидкости прошедшей через неё.

            Недостатком данного датчика, является его большая инерционность, а следствие этого погрешность измерения пульсирующего потока жидкости. Для компенсации данного недостатка в устройство датчика добавлена камера с резиновой диафрагмой, которая является перегородкой сообщающегося сосуда и гасящая резкие пульсации потока топлива возникающие при работе поплавковой камеры карбюратора. Также необходимо для компенсации погрешности потерь, наименьшая масса крыльчатки. Еще один из способов, это нанесение засечек в камере крыльчатки, для торможения, моментов инерции. Схематически датчик выглядит так:

Датчик расхода топлива

1. Вход

2. Выход

3. Резиновая диафрагма (объем камер по 3см3)

4,5. Жеклированные отверстия около 1.5

6,7. Оптопара

8. Крыльчатка (d=18мм)

 

            Для того чтобы изготовить датчик своими руками, понадобится:

Руки, которые растут не от...

Свободного времени 12 часов (4 дня по 3 часа).

Дрель.

Набор сверл.

Метчики М3, М4, М6.

Штангенциркуль.

Набор надфилей.

Напильник (треугольный, плоский)

Эпоксидная смола 1см3 (клей ЭДП)

Супер-клей (один тюбик)

Дихлорэтан 1см3.

Наждачная бумага.

Тонкий алюминий 0,5мм.

Оргстекло 4-6мм.

Одна прокладка из ремкомплекта бензонасоса УАЗ или лист маслостойкой резины 0.8мм.

Старая компьютерная мышка.

Шесть болтов с гайками М4

Два болта с гайками М3 (болты из латуни)

Стальные цилиндры длина 3,5см (d1-6мм, d2-3мм)

Швейная игла 0,8мм.

Пружина от переключателя П2К


Изготовление датчика:

Датчик расхода топлива

Выпиливаем из оргстекла 4 прямоугольника

Складываем их вместе и наносим на верхней заготовке разметку 6-ти крепящих болтов на верхнем прямоугольнике и два центровых отверстия, компенсаторной камеры и камеры крыльчатки.


Зажимаем все 4 прямоугольника в тески, используя мягкие прокладки на губки (оргстекло хрупкое).

Сверлим первое отверстие 3.2мм, крепежных болтов, не забывая, что оргстекло плавится (при сверление необходимо следить чтобы сверло не перегрелось и не было наплывов отверстий) что приводит к увеличению диаметра отверстия и может привести к поломке сверла.

Стружку от сверления необходимо собрать и растворить в 1см3  дихлорэтана, для образования клейкой массы, которая понадобится позже.

Нарезаем в нем резьбу на М4 и закручиваем крепящий болт.

Поочередно сверлим все отверстия не забывая закручивать болты .

Датчик расхода топлива
 Теперь необходимо обработать края скрученной болтами заготовки до четкого параллелепипеда.

Когда четыре заготовки готовы, наносим с одной стороны на торцах метки в виде рисок или надсверливаем точки, необходимо пометить все четыре пластины (первая – 1точка, вторая – 2 точки и т.д.)

Наносим центры отверстий, для крыльчатки и камеры компенсатора.

Сверлим насквозь всех четырех заготовок центровочные отверстья диаметром 2.3мм, необходимо следить за перпендикуляром к плоскости.

Датчик расхода топлива
Датчик расхода топлива
Для сверления отверстий крыльчатки и камеры компенсатора, необходимы лепестковые сверла большого диаметра, так как обычные сверла большого диаметра не дадут ровного отверстия без сверлильного станка с тисами. Лепестковые сверла можно изготовить самостоятельно из жести толщиной 2мм и шпильки с резьбой М4. На рисунке показаны такие сверла и вырезанные ими "баранки" отверстий. Хотя можно обойтись и надфилями, наждачной бумагой и терпением,  сверлить лепестковым сверлом лучше, когда заготовка закреплена на деревянном бруске шурупами, это не даст поломаться заготовке на выходе отверстия.

Сверлим заготовки под номером 2 и 3.

Датчик расхода топлива
        
Датчик расхода топлива


Важной частью является выпиливание каналов в  заготовке 2 и 3. Каналы пропиливаются с сторон где заготовка 1 соединяется с 2 и где заготовка 3 соединяется с 4. Каналы выпиливаются отрезком ножовочного  полотна, частью, где отсутствует развод зубцов. Глубина каналов составляет 2/3 от толщины оргстекла. Ширина запила 0.8мм.



Датчик расхода топлива
  
Датчик расхода топлива


Круглым надфилем сделать надпилы с внешней стороны 2 заготовки (надпилы образуют неравномерную "воронку" для жидкости идущей от крыльчатки, а также на заготовке 2 сверху отверстия камеры крыльчатки, сделан запил круглым напильником, для прохождения лучей оптопары)

Треугольным напильником сделать засечки на заготовке 3, так как показано на рисунке ниже.

Датчик расхода топлива


Датчик расхода топлива


На рисунках готовые заготовки с отверстиями (счет заготовок слева направо)

Изготавливаем прокладку, которая будет находиться между заготовками 2 и3. Она должна быть выполнена из маслостойкой резины 0.8мм или из выше указанного ремкомплекта.

Датчик расхода топлива


Для изготовления крыльчатки понадобится ролик из старой мышки, тонкий алюминий 0.5мм и швейная игла 0.8мм:

Выгибаем из полоски тонкого алюминия лопасти крыльчатки и крепим их, сделав засечки на ролике. в центр которого в засверленное отверстие вставляем иглу, один конец которой будет иметь заводскую заточку, а другой необходимо заточить самому. Между лопастями необходимо просверлить отверстия диаметром 3мм, они будут являться окнами для оптопары и каналами для жидкости.

Датчик расхода топлива
             
Датчик расхода топлива
          
Датчик расхода топлива
   
Датчик расхода топлива


ролик от мышки                         алюминий 0.5мм                  готовая крыльчатка

Из трубок диаметром 6мм изготавливаем впускной и выпускной патрубки, нарезав на них резьбу М6 и накрутив гайки:

Датчик расхода топлива


В двух болтах М3 из латуни кончиком метчика зенкуем конусные углубления, которые будут являться подшипниками для оси крыльчатки.

В заготовках 1 и 2, нарезаем резьбу на М3 для болтов-подшипников и М6 для патрубков.

Датчик расхода топлива


Все готово для пробного сбора датчика в одно целое, это выглядит так:

Датчик расхода топлива


детали механической части датчика, а ниже порядок сборки (заг.1, на неё заг.2 и т.д)

Датчик расхода топлива
 
Датчик расхода топлива
 
Датчик расхода топлива
 
Датчик расхода топлива


Датчик расхода топлива
 
Датчик расхода топлива
 
Датчик расхода топлива


                            

 Крыльчатка должна быть, как можно лучше сбалансирована, добиться балансировки, можно подрезая уголки лопастей, или чуть сильнее загнут более тяжелую лопасть. Правильно изготовленная механическая часть датчика и хорошо настроенные болты подшипников дают свободное вращение крыльчатки при легком дутье с расстояния 10см во входное отверстие датчика.



Когда все отлажено и крыльчатка крутится без помех и вибраций, равномерно останавливаясь при расположении корпуса датчика как вертикально, так и горизонтально, можно приступить к склейке заготовок 1+2  и  3+4.

Обрабатываем склеиваемые поверхности чистым дихлорэтаном и наносим на них тонким слоем заранее приготовленную клейкую массу, следя за тем, чтобы при склеивании не забились каналы.

склеенные поверхности, сжатые болтами сохнут около 4-х часов

Датчик расхода топлива


Вклеиваем клеем ЭДП штуцеры, промазав клеем резьбовое соединение, это можно выполнить одновременно с пунктом 25 и оставить сохнуть на 12-24 часа:

Датчик расхода топлива


 После высыхания клея собрать корпус и проверить на герметичность. В выходную камеру датчика необходимо поместить пружину для начального усилия диафрагмы.

Датчик расхода топлива


Завершающей стадией изготовления датчика, является установка и настройка оптопары, извлеченной из мышки.

Датчик расхода топлива
Датчик расхода топлива
 
Датчик расхода топлива


Устанавливаются они в непосредственной близости от болтов-подшипников, и при вращении крыльчатки, по максимуму амплитуды импульсов на осциллограмме, находится оптимальное место расположения оптронов. Датчик работает нормально при размахе сигнала в ½ и более, от напряжения питания.

 
Датчик расхода топлива


Крепление оптронов можно выполнить при помощи клея ЭДП или Супер-клея.

Болты-подшипники после регулировки залить ЭДП или под контргайками герметизировать резиновыми кольцами.

Оргстекло – хороший световод, поэтому торцы корпуса датчика необходимо закрасить черной нитроэмалью, дабы исключить влияние помех от внешнего источника света.

Рекомендуемая схема включения оптопары:

Датчик расхода топлива


Данный вариант позволяет выносить датчик на расстояние до 3-х метров от основной схемы  расходомера, этот вариант наиболее устойчив к электромагнитным помехам автомобиля.


Вид готового датчика:


Датчик расхода топлива
    
Датчик расхода топлива
     
Датчик расхода топлива

Вид датчика промышленного исполнения:

Датчик расхода топлива

Вид расходомера на стадии отладки:

Датчик расхода топлива
Датчик расхода топлива

Сам расходомер был выполнен в корпусе от мобильного телефона:

Датчик расхода топлива

Всем удачи в работе!!!